мы Вам обязательно ответим!
Судебная практика по ЖКХ – что это такое и какие группы дел ее образуют? Рассмотрим подробнее эту тему, тем более учитывая ее актуальность и востребованность среди клиентов нашей компании. Вообще, это в достаточной степени обширная группа правоприменительной практики, включающая в себя споры с управляющими компаниями и организациями (УК), товариществами собственников жилья (ТСЖ), споры по коммунальным платежам, капитальному ремонту. Это далеко не исчерпывающий перечень составляющих эту общую группу практик поводов для возникновения спорных ситуаций. Все это вполне житейские вопросы, возникающие в процессе повседневной жизни обычных людей. Зачастую вопросы возникают в результате каких-либо нововведений и изменений действующего законодательства, когда не понятны механизмы их реализации и правовые последствия. Между тем, стоит обратить внимание на то, что судебная практика весомый и очень значимый инструмент в руках опытного и профессионального юриста в борьбе за попранное право клиента. Особенно это актуально для споров и проблемных ситуаций в сфере ЖКХ. Согласитесь, что эта сфера особенно интересна и ее границы поражают многообразием и многогранностью нюансов. Для примера приведем вполне обычную ситуацию. Наверняка не найдется человека, который бы не слышал о том, что многоквартирным домом необходимо управлять. Каждый из нас получает ежемесячно счета от управляющей компании или ТСЖ, которые необходимо оплачивать. Но мало кто задумывается о том, как происходит выбор УК или образуется ТСЖ и возможно ли одно сменить на другое?
Судебная практика по ЖКХ позволит получить ответ на многие из аналогичных вопросов. Более того, обращение к практике правоприменения позволит избежать многих ошибок, имеющих как процессуальный, так и технический характер. Возвращаясь к теме примера о возможности смены УК, не лишним будет отметить, что это будет особенно полезным действом. Ведь этот процесс, кажущийся довольно простым, таит в себе множество краеугольных камней, если такое выражение будет уместно. Просто одного желания сменить УК, в случае недовольства качеством услуг текущей организации, не достаточно. Предположим, Вы решили остановить «беспредел» действующей УК и даже нашли единомышленников из числа соседей по дому. Но этого будет недостаточно. Необходимо организовать общее собрание собственников всего многоквартирного дома (МКД). Уведомить всех жителей о месте и времени проведения оговоренного мероприятия и, соответственно, повестки дня. Иначе говоря, это насущные вопросы, которые будут обсуждаться и принятие по ним соответствующего решения. Далее, на встречу в указанное время должны прийти более половины всех собственников. Иначе вряд ли решение можно будет назвать правомерно принятым. Кроме того, необходимо обеспечить документальное оформление собрания и фиксацию принятого решения. Однако, на этом дело еще не окончено. Также необходимо уведомить о принятом решении действующую УК с тем, чтобы в установленный срок техническая документация на соответствующий дом и иные документы, были переданы новой избранной организации или ТСЖ. А этот процесс не всегда проходит гладко. Не редки случаи, когда действующая организация всячески препятствует передаче документации и сложению полномочий. Оно и понятно, это ведь потеря источника существенной прибыли в чистом виде. Ведь известно, что управление МКД в крайней степени прибыльный вид оказания услуг. Но все же принудить нерадивую УК сдаться вполне можно, если соблюсти процедуру.
Судебная практика по ЖКХ окажет содействие при необходимости отстоять свои интересы в судебном порядке, если УК все же игнорирует принятое решение. Необходимо учесть, что при таких обстоятельствах недопустимо образование долгов. Нужно все равно оплачивать выставляемые счета. Но руководству недобросовестной УК надо понимать, что при отсутствии оказания услуг надлежащего качества по оплачиваемым статьям выставляемого счета получение платежей будет основанием счесть это неосновательным обогащением и эти средства будут подлежать возврату, а удерживаемая техническая документация передаче вновь избранной организации. Также довольно популярны и часто возникают споры относительно капитального ремонта. Много вопросов образуется о порядке его проведения, аккумуляции средств, целесообразности внесения платы за капремонт. Сразу оговоримся, что бесспорно оплачивать необходимо. Это бремя – бремя содержания, осуществления капитального ремонта и траты, с этим связанные, - обязан нести собственник жилья. Это как раз тот случай, когда определенные права налагают и бремя ответственности. Полагаем, это вполне справедливо. Но, возвращаясь к теме, хотим обратить внимание, что деньги, носимые собственниками жилья на капитальный ремонт, не переходят в собственность УК. Эти деньги по-прежнему будут в собственности плательщиков. Поэтому эти средства будут подлежать передаче новой УК или ТСЖ. Вообще, изначально собственникам конкретного МКД предоставлено право выбора хотят ли они сами аккумулировать средства, предназначенные для капитального ремонта, или будут из отчислять в специально созданный фонд регионального оператора. Если жильцы примут решение самостоятельно курировать этот вопрос, то надо озаботиться созданием ТСЖ и открыть специальный счет для сбора средств на капремонт конкретного МКД. В противном случае, вскоре жильцы получат квитанции регионального оператора. Выбор будет сделан по умолчанию за собственников.
Судебная практика по ЖКХ показывает, что платить все равно придется, даже если Вы полагаете, что Вашему МКД еще долгое время капремонт не потребуется или, например, захотите от него отказаться вовсе. Это путь в никуда. Однако, при соблюдении определенных условий возможно получить возмещение средств в полном объеме или в части, затраченных на оплату капитального ремонта. Вообще это довольно новое явление и достаточно пробелов в нормах, регулирующих эти вопросы. Но они все время пополняются и вносится все большая ясность. Еще один из актуальных вопросов – вывоз и утилизация ТКО. Это еще более новое явления из этой сферы и потому пока до конца не урегулировано. Многие жильцы МКД получили двойные счета за эту услугу – от старой УК и нового регионального оператора. Вообще, изначально предполагалось, что полномочия эти передадут специально образованному региональному оператору – по одному на регион. Соответственно, УК должны исключить этот платеж из перечня своих услуг. Но это произошло далеко не везде и некоторые недобросовестные УК злоупотребили доверием своих клиентов. А многие и продолжают делать это. Правоприменительная практика довольно быстро появляется, создаются прецеденты и вскоре, полагаем, пробелов не останется. А пока, в случае возникновения проблемы из указанных сфер рекомендуем обратиться за профессиональной помощью. Юристы нашей компании помогут разобраться с любым вопросом, даже при условии его относительной новизны и относительной скудности правоприменительной практики. Обращайтесь – и мы найдем решение вместе!